Неопределенные ожидания руководства: или когда HR должен уметь читать мысли
12.11.2024Как часто звучат слова, которые заставляют задуматься. «Надо улучшить атмосферу в офисе!» — заявляют руководители с таким видом, как будто только что дали HR-отделу волшебную палочку. И все бы ничего, если бы они могли объяснить, что именно стоит за этим таинственным призывом.
Как «улучшить настроение» так, чтобы все почувствовали эффект, но при этом в бюджете не образовалась огромная черная дыра? Попробуем разобраться.
Шепоток о фонтанах и комнатах релаксации
В каком-то идеальном мире такие задачи решались бы просто: несколько фонтанов с кофе, несколько комнат релаксации, звуки моря и, возможно, пара массажных кресел — и все счастливы! Но реальность такова, что когда HR предлагает такие идеи, в ответ звучит: «Ну зачем нам столько излишеств? Нельзя ли сделать что-то попроще?» И тут HR понимает: на сцену выходит магия нематериальных ценностей.
«Ну, придумай что-нибудь… креативное!»
После очередного обсуждения HR уходит с еще более вдохновляющим напутствием: «Вам нужно придумать что-то креативное». Сразу возникает миллион вопросов: насколько креативное? Насколько бюджетное? Насколько мотивирующее? Здесь все четко, но очень непонятно. А главное — никто не знает, как измерить результат, ведь если воодушевление у сотрудников и появится, то его, увы, не уловишь ни статистикой, ни сводными таблицами.
Эффект бананов и аромаламп
Когда обычный HR видит, что креатив в реалиях бюджета превращается в задачу «сделай праздник из того, что есть», на помощь приходит священный набор всех офисов: бананы и аромалампы. Ведь что, как не запах ванили, способен поднять настроение даже в конце длинной рабочей недели? Бананы добавляют энергии, запах лаванды добавляет спокойствия — словом, универсальная формула счастья и спокойствия за минимальные вложения. Но тут наступает момент истины: отчеты показывают, что счастье сотрудников осталось на прежнем уровне. Видимо, аромалампы — это, все же, не волшебная палочка.
Разрешить на работе «улыбаться» — и все наладится?
И вот, на очередном собрании по улучшению настроения звучит следующая мысль: «Почему бы просто не предложить людям чаще улыбаться?» Эта идея настолько проста, что кажется гениальной. Если коллеги будут улыбаться, ведь сразу улучшится атмосфера! HR радостно соглашается, печатает мотивационные плакаты с улыбающимися смайликами и расклеивает по офису. И вот, сотрудники, проходя мимо таких призывов, один за другим натягивают улыбку. Только одно “но”: в этих улыбках совсем не читается радость. Даже аромалампы начинают казаться более рабочей идеей.
Когда HR становится немного магом
Порой HR начинает верить, что он по долгу службы обязан превращаться в настоящего мага, которому под силу превратить любой офис в место счастья. Ведь если хорошее настроение нельзя вызвать плакатами, аромалампами и даже кофе, значит, нужно внедрять что-то, что работает глубже. Лекции по дзену? Курсы mindfulness? Йога перед рабочим днем? Все это, конечно, отличные идеи, но как воспримет руководство необходимость выделения бюджета на такие «незначительные» программы?
Легенда о бесконечном позитиве
Конечно, в поисках идеального настроения в офисе HR создает маленькие чудеса каждый день, играя роль психолога, организатора, мотивационного коуча и просто друга. А где-то на горизонте вечно остается идеал — «идеальная атмосфера», которая приходит и уходит, оставляя после себя только теплые воспоминания и легкую головную боль у HR.
Так что когда в следующий раз в кабинет HR-а зайдёт руководство с просьбой «улучшить атмосферу», будем просто помнить: иногда в этих словах прячется глубокий смысл.